Подготовка к школе: математика!

Будущий первоклассник плохо считает? Не способен понять смысл поставленной задачи, едва понимает, что нужно делать? Он всё понимает, но совершает массу ошибок? Путает математические понятия? Действует по стандартному решению, но встретив незначительные изменения условий, впадает в отчаяние? Путает право и лево?

– Знакомо?

Трудностей может возникнуть много и разнообразных. Хочу утешить родителей, на ступени начальной школы безнадежных в математике детей не существует, но бывают дети с определенными сложностями, с которыми необходимо справиться. И сделать это нужно заранее.

 Что же требуется для того, чтобы успешно сделать первые шаги в учебе? Что действительно ценно для обучения математике?

Горячева Оксана Александровна

Горячева Оксана Александровна

Преподаватель математики и научной лаборатории в Детской школе «Браво!»

Чтобы у первоклассников не возникло проблем в школе по математике, уже в дошкольном возрасте следует обратить внимание на пять разделов математики, которые встречаются в любой программе начальной школы: количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени и ориентировка в пространстве.

цифра 1 Одним из основных моментов понимания математических представлений являются понятия о числе и количестве, их связи, а также принципа о последовательности. Просто учиться считать – очень скучно. Гораздо быстрее познакомить ребенка с этими аспектами поможет наглядность. Например, выстраивать числовой ряд намного интереснее, используя картинки сказочных героев или любимые игрушки дошкольника. Их можно считать устно в прямом и обратном порядке, группировать по количеству, отрабатывая навыки счета, определять последующее и предыдущее чисел. Одновременно необходимо работать с образом цифр: рисовать их, украшать, вырезать из бумаги, выкладывать из мелких деталей, а в последующем обводить цифры по контуру и самостоятельно писать. Дети очень любят искать образы цифр в разнообразных картинках. Также литературные произведения помогут в отработке чисел: вспоминаем сюжеты историй, где встречается нужная цифра. Следующим этапом освоения математических представлений являются арифметические операции сложения и вычитания, постепенно вводятся знаки «+», «-», «=». И вот уже с легкостью дети начинают производить вычисления, сравнивать числа, выстраивать равенства, составлять и решать задачи.

цифра 2Важной составляющей успешного обучения математике является величина. В дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми видами величин, такими как «длина», «высота», «ширина», «объем», «время», их свойствами, единицами измерения. В ТРИЗ-играх ребята знакомятся с признаками объектов: подбирают объекты по загаданному признаку, описывают объекты по признакам, выделяют важный признак объекта и т.п. Продолжать знакомство с величинами можно при помощи раскрасок, предложить, например, раскрасить определенным цветом самую маленькую бабочку или предложить найти все отличия. Далее ребенок опытным путем учится сравнивать величины при помощи условных мерок, группирует и упорядочивает множества предметов по разным величинам. Таким образом, в дальнейшем ребенок безошибочно сможет измерить длину отрезков, объемы жидких и сыпучих веществ.

цифра 3Умение правильно определять не только величину, ну и форму является одной из составляющей частей математики в дошкольном возрасте. Усвоение детьми базовых знаний по геометрии осуществляется в естественном для ребенка виде – игре. На начальном этапе дети играют с кубиками, строительными наборами, геометрическим материалом и мозаикой, учатся правильно называть фигуры, отличать друг от друга, давать им отличительные характеристики. Далее вводятся понятия углы, стороны, вершины, многоугольники, геометрические тела. Дети учатся сопоставлять реальные предметы с геометрическими фигурами и телами. На следующем этапе дети учатся сопоставлять плоские фигуры путем преобразования разнообразных фигур, например, сложить прямоугольник или квадрат из треугольников. Сгибая фигуру разными способами, дети получают новые фигуры, составляют композиции из фигур. Для отработки этих навыков подойдут головоломки с палочками, танграм, Колумбово яйцо, блоки Дьенеша и другие.

цифра 4 Другой важной составляющей освоения математических представлений является ориентировка в пространстве: будущий школьник должен понимать отношения между предметами в пространстве и уметь ориентироваться на листе бумаги. Постепенно дошкольник в игровой форме овладевает понятиями «больше-меньше», «над-под», «в-на» и т.д., он способен определить первичный объект и самостоятельно произвести измерения по отношению к этому объекту. Одними из самых любимыми упражнениями для развития пространственных отношений у детей являются графические диктанты. Дошкольникам очень нравится под диктовку воспроизводить фигуры, например животных на листке бумаги в клетку. При выполнении таких упражнений дополнительно развиваются другие познавательные процессы, такие как память, внимание, мышление. Одновременно ребенок знакомится с плоскостью листа, таким образом, он может с легкостью определить, например, правый верхний угол или центр листа, определить расположение объекта на листе бумаге относительно других. Дошкольникам, испытывающим трудности в ориентировке в пространстве, важно и нужно помочь, например, использовать яркие наклейки для обозначения листа, сделать акцент на ведущую руку, повязав на нее яркую ленточку.

цифра 5Ну, и в завершении, еще одна составляющая математического развития, самая сложная для познания ребенка, это ориентировка во времени. Каждая величина времени представляет собой определенную систему, в которой каждая величина состоит из предыдущей и служит основой для создания новой величины. Поэтому знакомство детей со временем происходит в определенной последовательности. На начальном этапе дети в игровой форме знакомятся с частями суток (утро, день, вечер, ночь), используя сюжетные картинки. Рассматривая их, дети раскладывают их в последовательности. Далее расширяем знания детей, знакомя их с днями недели, где они устанавливают последовательность событий, что было раньше, что потом. Для лучшего запоминания дней недели хорошо использовать картинки, песенки, стихи, модели и дидактические игры. На следующем этапе знакомим детей с месяцами и временами года. Не забываем развивать и само чувство времени, знакомим детей с минутами и часами при помощи часов-конструктора. Игра помогает в доступной для детей деятельности закреплять знания о временных отношениях.

Фрагменты занятий в Центре развития детей ТИМ:

Современное образование детей дошкольного возраста

Добавить комментарий
Записаться на консультацию

 

    Соглашение на обработку персональных данных.



    ×
    Заявка на программу

     


      Соглашение на обработку персональных данных.

      ×
      Заявка на творческую площадку

       

      Ошибка: Контактная форма не найдена.

      ×
      Записаться на консультацию

       

        Соглашение на обработку персональных данных.



        ×
        Заявка на программу


          Соглашение на обработку персональных данных.

          ×
          Заявка на программу


            Соглашение на обработку персональных данных.

            ×
            Записаться на консультацию ДЦ Ватутина

             

              Соглашение на обработку персональных данных.



              ×