Правда ли, что дети, изучающие иностранный с раннего детства лучше учатся и успешнее сверстников в других сферах деятельности?
В этой статье предлагаем разобраться, какое влияние на головной мозг ребёнка оказывает изучение иностранного языка, и каковы результаты этого влияния.
Не секрет, что человеческий мозг состоит из двух полушарий — левого и правого, сообщающихся между собой своего рода «информационным мостиком» — мозолистым телом. Причем, каждое из полушарий несет ответственность за выполнение своих определенных функций.
Так, левое полушарие отвечает за:
- логическое мышление
- способности к математике
- способности к чтению и письму
- анализ,
- аргументацию
- и речь
В «обязанности» правого полушария входят:
- обработка невербальной информации
- фантазия и воображение
- способности к ритму, музыке и другим видам творчества
- целостное и трехмерное восприятие
- пространственная ориентация
Во время выполнения человеком различных задач, очень важно, чтобы оба полушария активно и органично взаимодействовали друг с другом. От межполушарной организации зависит эмоциональная устойчивость, психическое здоровье, координации движений, успешное усвоение информации и её анализ.
Для понимания механизма работы головного мозга важен также тот факт, что во время обучения, запоминания чего-то нового, любые умения и навыки сохраняются в нашем мозге в виде нейронных связей.
Когда мы говорим на родном языке, задействовано, в основном, именно левое полушарие. При этом, речь на родном языке для нас привычна, соответственно, не возникает необходимости для создания новых нейронных связей. А, следовательно, наш мозг не получает развития.
Другая картина наблюдается при изучении иностранного языка. Дело в том, что, изучая иностранный язык, в работу включаются оба полушария головного мозга.
Мы изучаем лексику, грамматические конструкции, подключаем восприятие речи на слух; наш мозг активно создает новые нейронные связи, увеличивается количество как белого, так и серого вещества. Кроме того, «прокачивается» и мозолистое тело, т.к. ему надо усиленно осуществлять взаимодействие между полушариями.
Таким образом, изучение иностранного языка способствует:
- развитию и увеличению головного мозга,
- сформированности межполушарного взаимодействия, от которого зависит обучаемость, способность к быстрому запоминанию, быстрому переключению с одного вида деятельности на другой, решению одновременно нескольких задач, координация движений и др.
Детям со слабо развитыми межполушарными связями очень трудно ставить и достигать цели, планировать, они испытывают трудности в чтении и письме, часто имеют проблемы с речью, им не поддается написание текстов под диктовку, они имеют сложности с переписыванием текстов, не способны адекватно оценивать эмоции других людей.
Стоит также отметить, что межполушарные связи формируются, в среднем, до 12-15 лет. Однако, дети со слабо развитой межполушарной организацией испытывают трудности в обучении уже с 7 лет. Таким образом, сензитивный период (период наивысших возможностей мозга) как для развития межполушарных связей, так и для изучения иностранного языка – возраст до 7 лет. Очень важно не упустить это время!
Автор статьи
Виктория Павловна Шубина
преподаватель английского языка на программе «Английский язык для малышей»