
Дмитриева Татьяна Юрьевна
Тьютор. Преподаватель по развитию речи, математике, преподаватель шахмат и инструктор по эйдетике в детском Центре «ТИМ».
Логика в переводе с греческого означает «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения».
Давайте попробуем понять, зачем человеку умение мыслить логически:
• чтобы в доступной форме излагать свои мысли;
• чтобы находить правильное решение проблемы, если ситуация близка к критической;
• чтобы исправлять свои ошибки и не допускать новых;
• чтобы в решении задач использовать творческий подход.

Вывод: логика необходима любому человеку, не зависимо от его профессии. Мы все работаем с информацией, делаем правильные выводы и очень стараемся принимать лучшие решения.
Умение логически мыслить, рассуждать появляется не вдруг и не сразу. Логическое мышление формируется постепенно.
К трем годам малыши уже имеют некоторый сенсорный опыт и поэтому могут совершать первые логические операции. В этом возрасте ребята объединяют предметы по признакам: цвет, форма, размер, величина. Дети трёх лет собирают квадрат из 2-3 частей и выкладывают рисунок из геометрических фигур по образцу.
В четырехлетнем возрасте у детей появляется склонность к анализу, синтезу, обобщению. В этом возрасте ребята находят лишний предмет в ряду, обобщают по признакам, сравнивают объекты по цвету, форме, размеру, материалу. Ребята складывают квадраты из 3-4 частей. В четыре года сопоставляют события на картинках между собой и составляют связный рассказ по серии картинок. С удовольствием находят ошибки художника.
В 5-7 лет эти игры усложняются и добавляются игры на конкретизацию, классификацию, смысловые соотнесения, закономерности. Блоки «Дьенеша», используемые на занятиях развивают комбинаторику, аналитические способности, формируют навыки, необходимые детям для умения решать логические задачи. С этой игрой старшие дошкольники получают первое представление об алгоритме, кодировании информации.
Говоря о логическом мышлении, обратим внимание на значение игры в шахматы.
Эта игра активно развивает логическое и абстрактное мышление, активизирует работу обоих полушарий головного мозга. Прогнозирование возможных вариантов исхода игры, умение принять решение и сделать значительный решающий ход, вот то, чему учатся юные шахматисты. Игра в шахматы способствует умению логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность. А ведь умение действовать в уме – «внутренний план действий» очень важно сформировать именно в дошкольном возрасте.
Игры, с логическим содержанием, помогают развивать познавательный интерес, способствуют исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться..