Развитие речи у детей дошкольного возраста проходит еще один интересный этап. В возрасте около трех лет или чуть старше ребенок переходит от накопления языкового материала к его активному освоению. Для этого он старается использовать закономерности языка, которые успел проследить для себя на данный момент.
Корней Иванович Чуковский
У знаменитого детского писателя Корнея Ивановича Чуковского есть вполне взрослая книга «От двух до пяти». Будучи лингвистом, Корней Иванович в этой работе попытался определить, чем же руководствуются маленькие носители языка, ежеминутно создавая новые слова своего особого детского наречия. И что же выяснилось?
Оказывается, дети создают эти неологизмы не случайно, а сортируя части слов по смыслу, и составляют их, следуя грамматическому строю русского языка. Так, сухарики превращаются в «кусарики» благодаря смысловому соответствию глаголу «кусать», вентилятор — в «вертилятор», лохматая собака с длинной шерстью емко характеризуется как «мохматая», а прописанный доктором постельный режим тут же становится «постельным лежимом».
Ежедневно, ежечасно на ребенка обрушивается множество незнакомых слов, форм, значений. Тем не менее он с легкостью ориентируется в этом разнообразии, классифицируя, распределяя, переиначивая, приспосабливая под себя весь доступный ему лексический запас. Речь ребенка развивается легко, с минимумом напряжения со стороны маленького носителя языка, интуиция которого по отношению к родному языку просто поразительна!
Для чего нужны игры?
Поощрение детского словотворчества ведёт к успешному речевому развитию. Поэтому важно в дошкольном возрасте чаще играть с детьми в игры, позволяющие развивать словотворчество. В этом могут помочь методы и приёмы ТРИЗ*.
Дети знакомятся с алгоритмом построения и в дальнейшем самостоятельно придумывают текст загадки, вставляя слова «как», «но не».
- Какой? — На кого(что) похож?
- Что делает? — Кто (Что) делает такое же действие?
Дети сначала придумывают к словам различные рифмы, а потом связывают уже в предложения.
Синквейн — нерифмованное стихотворение по правилам. Ребята учатся выделять главное, обобщать, классифицировать, обогащать словарный запас.
- 1 строка – Тема
- 2 строка — 2 слова-признака
- 3 строка – 3 слова-действия
- 4 строка – 4 слова — предложение или фраза по теме
- 5 строка – 1 слово – вывод (синоним, ассоциация, эмоция)
Хорошо развивает связную речь, логику, последовательность событий.
Сочинение загадок, рифмовок, лимериков, синквейнов, сказок не только развивают речь ребёнка, но и даёт много положительных эмоций от этой деятельности. Поэтому уделять внимание нужно каждому, хоть может и незначительному сочинению. Успехов нашим детям!
* ТРИЗ: создатель Теории Решения Изобретательских Задач — Альтшуллер Г.С.