
Автор статьи
Пивоварова Ирина Геннадьевна
руководитель центра развития «ТИМ» на Красном пути, преподаватель научной лаборатории.
Дети четырёхлетнего возраста — активные любознательные малыши. Им очень интересно познание окружающего мира, ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент интеллектуального, нравственного и физического развития.
Приходя ко мне на урок «Научная лаборатория» я слышу от детей четырёхлетнего возраста много вопросов, своеобразных выводов и размышлений на разные темы. Главное, направить их мысли в нужное русло и формировать чёткую картину мира в соответствии с особенностями развития и восприятия в этом возрасте.
Пожалуй, самые любимые темы по ознакомлению с окружающим у детей -это блок «Неживая природа». Именно на этих занятиях дошкольники четырёх лет знакомятся с объектами неживой природы через непосредственное восприятие.
На таких занятиях всегда есть натуральный объект неживой природы — камни, песок, глина, вода, снег, лёд. С этими объектами можно не только поиграть, но провести самые настоящие опыты и эксперименты. Здесь для работы включаются пять помощников «Умной головы»: уши, нос, глаза, иногда язык, руки.
• Органы слуха — уши помогают ребёнку услышать, как журчит вода, как стучат друг об друга камни, с каким звуком они падают в воду, как шуршит пересыпаемый песок.
• Орган зрения – глаза, помогают сравнить снег и лёд по цвету, увидеть разнообразную цветовую палитру камней, увидеть, что песок тоже отличается по цвету.
• Орган обоняния — наш нос помогает детям почувствовать запах свежего снега, познакомиться со своеобразным запахом глины и определить, что у воды его практически нет.
• Орган вкуса — язык, тоже помогает детям познавать окружающий мир. Мы не пробуем на вкус песок, глину, камни, для этих объектов вводим понятие «несъедобный» ,но знакомимся со вкусом воды. Вода, которую мы пьём-без вкуса и запаха, но мы можем сделать её сладкой, солёной, кислой. Дети с удовольствием пробуют, определяют вкус , тем самым расширяя свои познавательные качества.
• Орган осязания — наша кожа играет большую роль в познании окружающего мира. С помощью ладошек дети узнают, что камни бывают лёгкие и тяжёлые, песок шершавый на ощупь, снег холодный, лёд скользкий, а вода мокрая.

Важно в возрасте четырёх лет предоставить возможность ребёнку самому потрогать, понюхать, попробовать самые настоящие объекты, тем самым дать ему знания об исследуемом объекте и поддержать желание к познанию нового.