Автор статьи
Пивоварова Ирина Геннадьевна,
преподаватель научной лаборатории
В современном образовательном процессе проектная деятельность дошкольников занимает одно из ведущих мест. Очень хорошо ложится метод проектов и исследований на занятия по ознакомлению с окружающим миром за счет того, что в процессе работы над проектами ребёнок имеет возможность поэкспериментировать, провести опыт или наблюдение и получить знания опытным путём.
В процессе такой деятельности многие известные объекты и явления поворачиваются к детям новыми сторонами, обогащая их знания, расширяя и дополняя их.
На занятии по развитию речи дети пяти лет знакомились с русской народной сказкой «Хвосты». Эту тему продолжили на научной лаборатории, изучая лесных животных и способы приспособления к жизни.
У Семёна возникло большое желание узнать, почему у животных такие разные хвосты и зачем они им нужны. Так это желание переросло в проект «Зачем животным нужны хвосты?». Мальчик узнавал информацию у родителей, просмотрели энциклопедии, получили знания из интернета.
Подобрали картинки с животными, у которых хвосты несут различные функции. Семён презентовал свой проект перед детьми на занятии. Ребята узнали, что хвосты помогают животным общаться, защищаться, двигаться и даже…дышать. Выступление Семёна мы отправили на конкурс «Талантоха». Проект занял второе место. Семён стал победителем!
В работе над проектами у дошкольников формируется поисковая деятельность по теме проекта, умение работать с различными источниками для получения информации, развиваются творческие способности. Проектная деятельность позволяет детям усвоить сложные закономерности, которые лежат в основе многих природных явлениях.
В Центре развития детей «ТИМ» на занятиях «научная лаборатория» дети активно занимаются исследовательской и проектной деятельностью. Проекты бывают совместно с родителями, пересекаются с другими занятиями, проходят в рамках самого занятия по теме.
В рамках занятия по Методу Маленьких Человечков Ксюша Морозова в ходе проектной деятельности доказала, что не все жидкие вещества взаимодействуют с твёрдыми.
Например, при взаимодействии воды и соли получается раствор, а вода и твёрдое вещество песок раствора не образуют. Ксения получила диплом победителя и второе место во Всероссийском конкурсе «Талантоха».
Проектная деятельность хорошо ложится на практические занятия по научной лаборатории. С детьми шести лет знакомились с полезными продуктами.
Ребята дома приготовили сообщение про своё любимое блюдо или продукт, его пользе и вреде, нарисовали его. Выступили перед сверстниками. А потом опытно-экспериментальным путём проверили вред для человека от газированных напитков, ярко окрашенных конфет и воздействие их на организм. Было познавательно и информативно! В ходе совместной проектной деятельности с ребёнком-дошкольником формируются доверительные отношения, идёт совместная деятельность ребёнок-взрослый и, конечно же, дети получают новые знания.