Развитие речи для детей 3-4 лет

крылова елена александровна

Автор статьи
Крылова Елена Александровнаучитель начальных классов, логопед

Когда дошкольникам исполняется 3 года, дети становятся более самостоятельными. Они имеют некоторый запас представлений о мире, который его окружает, а в речи содержится достаточное количество слов и предложений. К трём годам запас слов достигает примерно тысячи слов, а к четырём годам количество слов увеличивается до двух тысяч.

Ребёнок активно начинает пользоваться почти всеми частями речи: существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями, числительными, наречиями, предлогами, частицами, союзами. Но всё же одни дети свободны в своих изречениях и проявляют интерес к новым словам, а другие — наоборот только начинают разговаривать. Таким дошкольникам как раз необходима поддержка в говорении и создание специальных ситуаций, которые дают возможность пообщаться.

В данном возрасте речь начинает активно развиваться и совершенствоваться. Дошкольники пытаются сделать вывод, начинают размышлять о разных явлениях и предметах. Они увлекаются общением со сверстниками и взрослыми. Теперь начинают задавать множество вопросов. Пытаются воспроизвести множество новых слов. В таком общении дети как раз совершенствуют свои речевые навыки.

Понятно, что для процесса общения речь ещё недостаточно развита, им трудно передать содержание прочитанной сказки или связно поведать о каком-либо событии. Нет достаточно нужных слов для построения предложений. Поэтому, в данном возрасте очень важно продолжать формирование лексики через прочтение сказок, стихотворений и игровых речевых ситуаций. Дошкольники этого возраста с удовольствием слушают большие по длине тексты, понимают смысл сложноподчиненных предложений.

Таким образом, связная речь в три года сводится в употреблении простых предложений, которые состоят из 3-4 слов. Ребёнок сможет перечислить объекты, которые увидел на картинке. «Вот котик. Он пьёт молочко. Тут мама кошка. Она лежит и глядит.»

Развитие речи детей 3-4 лет

Постепенно дети начинают в речи использовать сложные предложения, которые состоят из 4-5 слов. Могут обобщить несколько объектов (фрукты, овощи). Появляются прилагательные. Теперь могут назвать признаки объектов (грязная кукла). Дети в этом возрасте быстро запоминают разные песенки, потешки, стишки. Очень часто слушая несколько раз сказку, дошкольники могут почти дословно её рассказать. Это доказывает, что частое повторение речевых конструкций, обеспечивает полноценное формирование развития.

В этом возрасте допускается неправильные падежные окончания, согласование слов в словосочетаниях, образование множественного числа существительных. Появляются собственные словоформы. Поэтому в игровых ситуациях взрослый должен обращать внимание ребёнка на правильное звучание речи.

Если послушать трёхлетнего малыша, то мы можем заметить нарушение произношения звуков.

  • заменяет шипящие звуки на свистящие: суба-шуба
  • нет чёткости звучания Ч, Ц: тяйка-чайка
  • отсутствуют звуки Л, Р или заменяет их: люка-рука
  • переставляет и пропускает части в длинных словах

Есть моменты, когда стоит уделить внимание на речь ребёнка, ведь они могут показывать отклонения от нормы:

  • трудно понять ребёнка, о чём говорит или слышен только лепет;
  • не в состоянии назвать объекты и явления в его окружении;
  • не может понять просьбы взрослого и не отвечает на вопросы;
  • говорит односложно, без предложений;
  • очень быстро или замедленно говорит;
  • не в состоянии повторять слова и предложения;
  • текут слюни или приоткрыт рот;

Иконка: занятие с логопедом

 

 

 

Тогда лучше пойти к неврологу или логопеду. Они объяснят, как поступить в данном конкретном случае.

Записаться на консультацию

 

    Соглашение на обработку персональных данных.



    ×
    Заявка на программу

     


      Соглашение на обработку персональных данных.

      ×
      Заявка на творческую площадку

       

      Ошибка: Контактная форма не найдена.

      ×
      Записаться на консультацию

       

        Соглашение на обработку персональных данных.



        ×
        Заявка на программу


          Соглашение на обработку персональных данных.

          ×
          Заявка на программу


            Соглашение на обработку персональных данных.

            ×
            Записаться на консультацию ДЦ Ватутина

             

              Соглашение на обработку персональных данных.



              ×