Автор статьи:
Дмитриева Татьяна Юрьевна,
инструктор по эйдетике
На занятиях по развитию связной речи у старших дошкольников я использую приём «Шесть шляп мышления».
Данный метод был разработан Эдвардом де Боно, как система организации мыслительной деятельности, который помогает оценивать ситуацию с разных сторон.
Методика «Шесть шляп мышления» воспринимается детьми как игра. Ребятам нравится примерять на себя шляпы разного цвета и высказывать своё мнение в том направлении, которое задается цветом шляпы.
В «Синей шляпе» обычно выступаю я. Это цвет руководителя, координатора обсуждений.
«Белая шляпа» учит находить в тексте или обсуждаемой ситуации факты, цифры и детали. Например, в рассказе или сказке можно выделить количество героев главных и второстепенных. Так, при работе над произведением Е. Чарушина «Лисята» ребята даже посчитали сколько предметов мебели было в комнате у охотника. Такая точность помогла при подробном пересказе текста: ни одну деталь рассказа не забыли, не упустили.
Обсуждая признаки времен года, выделяем основные, отличные от других.
«Красная шляпа» отвечает за интуицию и чувства. Для дошкольников понятнее будет, если предложить ответить на вопрос «Что нравится?» Обсуждая литературное произведение, ребята активно высказываются по поводу, что им нравится в поступках героев, характере. Например, обсуждая рассказ Е. Куциной «Снежные поделки», детям понравилась идея поделок из снега. В «Красной шляпе» ребята находят всё положительное и интересное по теме занятия. Например, осенью нравится шуршать листьями, слушать шум дождя, а зимой нравится кататься на «ватрушках».
«Черная шляпа» — критика. Дети дошкольного возраста абсолютно не боятся высказывать противоположные точки зрения. Только что он хвалил зиму, говорил как все здорово и интересно зимой, но стоит поменять цвет шляпы, сразу противоположное мнение. «Зимой скользко, холодно, нельзя долго гулять» и т.д. «Что не нравится?»- так написано на нашей чёрной шляпе.
В «Жёлтой шляпе» отвечаем на вопрос «Что хорошего?»
Шляпа данного цвета настраивает на оптимизм, позитивный взгляд на проблему. Такой подход учит детей находить что-то хорошее и позитивное даже в отрицательном герое.
«Зеленая шляпа» — творческая. В этой шляпе ничего и никого не оцениваем. Подбираем ассоциации, придумываем продолжение истории, сочиняем «синквейны», или просто изображаем героев так, как их представляем.
Занятия, построенные по методике Эдварда де Боно, проходят живо и интересно, все дети работают, рассуждают. Самой лучшей оценкой такого занятия я считаю вопрос моих студентов: «А почему занятие так быстро закончилось?»
Время действительно пролетает быстро и незаметно.