Развитие мышления и речи у дошкольников.

Дмитриева Татьяна Юрьевна

Автор статьи:

Дмитриева Татьяна Юрьевна,
инструктор по эйдетике

На занятиях по развитию связной речи у старших дошкольников я использую приём «Шесть шляп мышления».

Данный метод был разработан Эдвардом де Боно, как система организации мыслительной деятельности, который помогает оценивать ситуацию с разных сторон.
Методика «Шесть шляп мышления» воспринимается детьми как игра. Ребятам нравится примерять на себя шляпы разного цвета и высказывать своё мнение в том направлении, которое задается цветом шляпы.

В «Синей шляпе» обычно выступаю я. Это цвет руководителя, координатора обсуждений.

hite-haat-01

«Белая шляпа» учит находить в тексте или обсуждаемой ситуации факты, цифры и детали. Например, в рассказе или сказке можно выделить количество героев главных и второстепенных. Так, при работе над произведением Е. Чарушина «Лисята» ребята даже посчитали сколько предметов мебели было в комнате у охотника. Такая точность помогла при подробном пересказе текста: ни одну деталь рассказа не забыли, не упустили.

Обсуждая признаки времен года, выделяем основные, отличные от других.

red-hat-01

«Красная шляпа» отвечает за интуицию и чувства. Для дошкольников понятнее будет, если предложить ответить на вопрос «Что нравится?» Обсуждая литературное произведение, ребята активно высказываются по поводу, что им нравится в поступках героев, характере. Например, обсуждая рассказ Е. Куциной «Снежные поделки», детям понравилась идея поделок из снега. В «Красной шляпе» ребята находят всё положительное и интересное по теме занятия. Например, осенью нравится шуршать листьями, слушать шум дождя, а зимой нравится кататься на «ватрушках».

«Черная шляпа» — критика. Дети дошкольного возраста абсолютно не боятся высказывать противоположные точки зрения. Только что он хвалил зиму, говорил как все здорово и интересно зимой, но стоит поменять цвет шляпы, сразу противоположное мнение. «Зимой скользко, холодно, нельзя долго гулять» и т.д. «Что не нравится?»- так написано на нашей чёрной шляпе.

 

В «Жёлтой шляпе» отвечаем на вопрос «Что хорошего?»
Шляпа данного цвета настраивает на оптимизм, позитивный взгляд на проблему. Такой подход учит детей находить что-то хорошее и позитивное даже в отрицательном герое.

Развитие мышления и речи у дошкольников.

«Зеленая шляпа»  — творческая. В этой шляпе ничего и никого не оцениваем. Подбираем ассоциации, придумываем продолжение истории, сочиняем «синквейны», или просто изображаем героев так, как их представляем.

Занятия, построенные по методике Эдварда де Боно, проходят живо и интересно, все дети работают, рассуждают. Самой лучшей оценкой такого занятия я считаю вопрос моих студентов: «А почему занятие так быстро закончилось?»
Время действительно пролетает быстро и незаметно.

not-66

Развитие мышления и речи у дошкольников

Записаться на консультацию

 

    Соглашение на обработку персональных данных.



    ×
    Заявка на программу

     


      Соглашение на обработку персональных данных.

      ×
      Заявка на творческую площадку

       

      Ошибка: Контактная форма не найдена.

      ×
      Записаться на консультацию

       

        Соглашение на обработку персональных данных.



        ×
        Заявка на программу


          Соглашение на обработку персональных данных.

          ×
          Заявка на программу


            Соглашение на обработку персональных данных.

            ×
            Записаться на консультацию ДЦ Ватутина

             

              Соглашение на обработку персональных данных.



              ×