Ритм. Движение. Музыка

Гончарова Оксана Александровна, учитель музыки

Автор статьи
Гончарова Оксана Александровна, музыкальный руководитель

На каждом уроке музыки мы работаем с ритмом, с каждой возрастной группой детей, в любое время года. Почему?

Да потому, что ритм – основа музыки, ритм – основа развития, ритм – основа жизни.
Ведь ритм появляется в жизни ребёнка ещё до его рождения! Ребенок слышит сердцебиение матери, а потом малыш засыпает под размеренное покачивание на маминых ручках. Весь мир вокруг нас наполнен ритмами: это биение сердца и дыхание, набегающие на берег волны и хлопки крыльев птицы, стук колес и даже смена времен года. Став старше, наши дети даже нервничают ритмично! Кто-то стучит ручкой по столу, кто-то качается, у кого-то ноги отстукивают понятный только им ритм. А почему?

Потому что ритм успокаивает!

Ритм — это погружение в свою Природу.
Ритм — это внутреннее движение.
Ритм — это релакс!
Ритм вокруг нас!

И моя задача, как педагога, научить детей слышать это! Зачем?

— Для их душевного равновесия.
— Для развития внимания.
— Для коммуникабельности.
— Для развития правого и левого полушария мозга.

Ритм. Движение. Музыка в ТИМ
Ритм, движение, музыка

Чувство ритма — это один из важнейших компонентов музыкальности. Если оно не развито, практически невозможно заниматься какой-либо музыкальной деятельностью. Поэтому умение чувствовать и понимать ритм крайне важно.

Что же такое ритм? Ритм – это чередование звуков разной длительности и пауз.

Ритм, движение, музыка

Какие же ритмические игры и упражнения я использую на уроках?

  • Мы начинаем урок с ритмического приветствия – стучим, звеним или хлопаем слова: «здравствуйте», «доброе утро», «привет». Затем мы можем добавить к приветствию имя– своё или имя друга, к которому переходит ход. И вот уже получилась весёлая игра.

  • На каждом уроке мы играем на музыкальных инструментах. Для ритмических заданий начинать лучше с ударных шумовых инструментов (лодки, клавесы, кастаньеты, барабаны). А чтобы ритм шумовых инструментов точно лёг на музыку аккомпанемента– мы придумываем фразу, которая точно отражает нужный нам ритм. Например: ПРЯ-ник пе-ЧАТ-НЫЙ вкус-ный а-ро-МАТ-НЫЙ. (Здесь большие буквы передают длинные звуки). Сначала мы фразу проговариваем вслух, добиваясь чёткого совпадения ритмического рисунка в словах и звуках. На следующем этапе фраза произносится тише, потом шёпотом, потом вообще про себя.

  • Ритмическая игра «Эхо». Здесь в роли ведущего может попробовать себя каждый играющий. Ведущий сам придумывает ритм, остальные точно повторяют за ним. Инструменты могут быть как одинаковые для всех, так и разные, так игра проходит ещё веселее. А ещё это могут быть «звучащие жесты» – хлопки, шлепки по коленям, груди, рукам, щелчки пальцами.
Ритм, движение, музыка
  • При разучивании новых песен всегда используем пульсацию (выделение сильной доли каждого такта). Это так же могут быть «звучащие жесты» (обычно негромкие шлепки по коленям или бёдрам). На следующем этапе присоединяем пульсацию движением – делаем шаг на каждую сильную долю.  Поначалу мы можем шагать вместе от стенки до стенки, потом – можно уже двигаться по кругу друг за другом. И последний, самый «продвинутый» этап – хаотичное движение по залу, каждый сам выбирает путь своего движения. При этом соблюдается главное условие – шаг на каждую сильную долю.

  • Body percussion– «музыка тела» или звучащие жесты». Мы можем использовать не только хлопки, шлепки по разным частям тела, щелчки пальцами, но и прыжки, притоны. Body percussion– позволяет услышать  ритм не только ушами, но и пропустить его через всё тело. Ритм как бы «впитывается» нами и «прорывается» наружу, используя наши руки и ноги.

  • Альтернативная перкуссия – это использование нетрадиционных способов воспроизведения ритма – можем стучать стаканчиком по столу (чередуя с перекладыванием в другую руку или передачу стаканчика соседу); можем стучать ладонью по листу бумаги, который держим перед собой — «Бумажный оркестр»; можем  использовать кубики, шарики от сухого бассейна, стучать ими друг об друга, по полу, столу, чередуя с передачей себе в другую руку или соседу; можем использовать воздушный шарик  в качестве музыкального инструмента, хлопая по нему ладонью.

Ритмически развитый ребёнок раньше начинает говорить, читать и писать. Понимание и ощущение ритма даёт детям спокойствие и уверенность. Развитое чувство ритма позволит ребенку не только научиться играть на музыкальном инструменте, но и улучшит речь, координацию движений и даже интеллектуальные возможности.

Записаться на консультацию

 

    Соглашение на обработку персональных данных.



    ×
    Заявка на программу

     


      Соглашение на обработку персональных данных.

      ×
      Заявка на творческую площадку

       

      Ошибка: Контактная форма не найдена.

      ×
      Записаться на консультацию

       

        Соглашение на обработку персональных данных.



        ×
        Заявка на программу


          Соглашение на обработку персональных данных.

          ×
          Заявка на программу


            Соглашение на обработку персональных данных.

            ×
            Записаться на консультацию ДЦ Ватутина

             

              Соглашение на обработку персональных данных.



              ×