Автор статьи Пивоварова Ирина Геннадьевна,
преподаватель научной лаборатории
Важно с самого раннего возраста давать детям первоначальные представления о частях тела человека и о функциях наших органов. Знания должны быть доступны и понятны ребёнку — дошкольнику.
Для чего это нужно?
- во-первых, это нужно, чтобы ребёнок имел первоначальные представления об устройстве своего организма. Это необходимо, чтобы научить его осознанно заботиться о своём здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать гигиену.
- во-вторых, у детей возникает естественный интерес к своему телу, устройству, функциям частей тела и органов. Главное, вовремя поддержать интерес и удовлетворить любопытство ребёнка. На волне интереса знания усваиваются гораздо лучше.
- в-третьих, убрать различные детские страхи, связанные с анатомией, кровью, болью при врачебном осмотре.
Как мы это делаем?
На занятиях по научной лаборатории есть раздел «Человек». Знакомство с этой темой начинается с трёхлетнего возраста. Мы знакомимся с частями тела — у человека есть руки, ноги, туловище, голова. Рассказываю, какую функцию выполняют наши руки, ноги, обязательно выполняем с детьми игровые задания по теме.
С четырёхлетними детьми темы знакомства со строением тела человека становятся — более расширенными. Вводятся занятия знакомства с органами чувств и их функциями. Пробуем, слушаем, трогаем, смотрим и определяем по запаху. Знакомимся с внутренними органами человека-мозг, сердце и лёгкие. Даю представление о том, для чего нам нужны эти органы и где они находятся.
Детям пяти — шестилетнего возраста даём знания о функциях желудка, мозга, сходстве и различиях в строении тела разных людей, охране здоровья. Занятия ознакомления дошкольников с внутренними органами проходит немного труднее, детям сложно представить размер, строение, расположение органов. На помощь приходит наглядный материал — муляжи, плакаты. Сердце, легкие, желудок — эти органы не видны, но их можно почувствовать: слушаем сердце, измеряем объём легких.
Самым старшим детям на занятиях даю элементарные представления о внутренних системах в организме человека — как работает система пищеварения, дыхательная система, для чего и как трудится наше сердце. Затрагиваем тему работы нашего мозга — память, внимание. Больше времени отводится охране здоровья, учимся заботиться о себе, учимся оказывать первую помощь — обработать маленькую ранку, наложить пластырь, смазать йодом.
Формировать знания у дошкольников о строении тела, заботе о своём теле и здоровье — важный вопрос в образовательной деятельности.