Автор статьи
Гончарова Оксана Александровна,
музыкальный руководитель
Одним из способов пробуждения и развития музыкальных способностей
у детей является игра на музыкальных инструментах.
Для этой цели используют детские шумовые инструменты:
- маракасы,
- бубны,
- клавесы,
- деревянные ложки,
- колокольчики,
- металлофоны,
- кастаньеты,
- барабаны,
- треугольники,
- бубенцы,
- ксилофоны.
Чтобы игра на шумовых инструментах была успешной и приносила детям удовольствие не только от процесса, но и эстетическое наслаждение от исполненного произведения, необходимо следовать следующим этапам в освоении шумовых музыкальных инструментов.
1 этап – Знакомство с инструментом и освоение приёмов игры на нём.
Дети очень любят играть на музыкальных инструментах. Важно сразу приучить ребёнка к понятию «пауза» – инструмент молчит, потому что отдыхает. Ребёнку нужно показать, как играть на инструменте (встряхивая, либо ударяя по нему) и как держать инструмент, который отдыхает (во время «паузы»).
2 этап – Освоенные приёмы игры на шумовом музыкальном инструменте можно применять в маленьких песенках, где каждый ребёнок будет играть на инструменте индивидуально.
3 этап – Коллективная последовательная игра на музыкальных инструментах.
На этом этапе можно использовать «сказки – шумелки», когда для каждого героя выбирается свой инструмент и по ходу рассказа дети иллюстрируют героя определенным звуком (например, ежик- маракасы, дятел – клавесы, птичка- колокольчик). Также можно использовать такой приём, как «круговой оркестр». Дети рассаживаются по кругу, возле каждого — свой музыкальный инструмент. Затем звучит веселая песенка и инструменты звучат по очереди друг за другом в соответствии со словами. По окончании каждого куплета дети встают и переходят к другому музыкальному инструменту (например, все идут вправо).
4 этап — Уже можно соединять инструменты в оркестр,
но партии исполняются пока последовательно, то есть сначала играют бубны, затем треугольники, затем кастаньеты.
5 этап — Инструменты в оркестре звучат одновременно вместе.
Это самый сложный вид детского шумового оркестра, партии с каждым инструментом разучиваются индивидуально и только потом соединяются воедино.
Хотелось бы заметить, что на каждом этапе освоения игры в детском шумовом оркестре должна найти свое место детская музыкальная импровизация, ведь главная цель музыкального развития детей, по моему мнению, — разбудить в ребенке Творца, способного рассказать о своих впечатлениях и чувствах посредством музыки!