Автор статьи
Крылова Елена Александровна, учитель начальных классов, логопед
Пересказ — это начальная ступенька в развитии монолога. Именно передача содержания позволяет детям осмыслить услышанное. и воспроизвести последовательно, грамотно весь текст.
Если у ребёнка есть последовательность в изложении текста, если он может использовать связность высказывания, умеет воспроизвести правильно данную информацию, то ему будет легче общаться с людьми, появится непринуждённость и уверенность в себе.
Обучаясь пересказу, дошкольники развивают внимание, память, воображение, логическое мышление, а также пополняют свой словарный запас. А также дети учатся осваивать нормы построения предложений, тренируются в употреблении средств языка, необходимых для пересказа.
Поэтому, на занятиях по развитию речи мы уделяем своё внимание на такие виды и формы работы как:
- «Вопрос — ответ» — учатся точно и полным предложением ответить на вопрос по содержанию текста
- «Беседа» — выясняется, что запомнили из прочитанного
- «Собери рассказ» — выкладывается из картинок последовательность сюжета
- «План» — составляется план рассказа
- «Подсказка» — задаются наводящие вопросы, опорные слова, картинки, которые помогают вспомнить содержание
- «Совместный рассказ» — педагог и ученик рассказывают по-очереди
- «Инсценировка» — использование игрушек, театр на столе или ребята сами выступают в роли героев.
- «Цепочка» — дошкольники пересказывают друг за другом
- «Пары» — ребята рассказывают друг другу
- «Картинки, символы» — дети рисуют сами символы или картинки по содержанию, а потом озвучивают
Работать над пересказом следует систематично, только тогда ребята смогут овладеть языком художественного текста. Таким образом, используя разные приёмы работы, у дошкольников быстрее развивается навык пересказывания. А это положительно влияет на связность речи.