Ребенок учится говорить постепенно, он не рождается с речью. «Step by step» он учится правильному произношению звуков, умению связывать слова, умению строить предложения и изложению своих мыслей. Вот как это выглядит:
- Крик – возникает с рождения.
- Гуление – протяжное произношение гласных.
- Лепет – многократное произношение слогов.
- Слова – переход на фоне продолжающегося лепета.
Это происходит до 1 года…
А потом наступает РОСТ СЛОВАРЯ ребёнка:
- Появление словосочетаний.
- Появление предложений.
- Речь как средство общения.
- Формирование внутренней речи – орудия мышления.
Это всё формируется к 5-6 годам. Но, речевое развитие может происходить с опозданием или с осложнениями в развитии. В таком случае поможет логопед, который знает и умеет исправлять речевые нарушения. Ведь впереди у ребёнка – ШКОЛА!
Приходя в школу, ребёнок часто испытывает затруднения не только в устной речи, но и письменной. Задача логопеда при подготовке к школе заключается в следующем:
Сформировать правильную звуковую сторону речи, чёткое и правильное произношение звуков русского языка.
Сформировать фонематические процессы, ребёнок должен слышать, различать и дифференцировать звуки речи (развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, слоговую структуру слова, звуко — буквенный анализ и синтез слова).
Сформировать грамматический строй речи, научить пользоваться разными способами словообразования, словоизменения, уметь пользоваться развёрнутой фразовой речью и построением предложения.
Уточнить, активизировать и обогатить словарный запас детей (уметь объяснять слова, классифицировать, обобщать, пользоваться словами антонимами, синонимами, многозначными словами, а также словами-сравнениями).
Развивать графо-моторные навыки ребёнка.
Развивать пространственные и временные представления, направления в пространстве, взаимоотношения объектов, временная последовательность.
Даже незначительные отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии языка ведут к серьёзным проблемам в школе. Это могут быть пропуски букв, слогов, замены, искажения, а также ошибки согласования и управления в письменных работах. Ребёнок может испытывать трудности в пересказе текста, составление связного высказывания, что влечёт к неумению написать изложение или сочинение.
В детском центре «ТИМ» о становлении речи вашего ребенка позаботятся опытные логопеды, преподаватели по развитию речи:
Логопедические занятия помогают выявить, устранить и предупредить речевые проблемы у дошкольников. Тем самым помочь ребёнку быть успешным в овладении школьной программой.
PS: надо помнить, что речь всех членов семьи – это образец для подражания. Мама и папа, как первые учителя родного языка! Как без взрослых, ребёнку, овладеть красивой и правильной речью? Сложно! Значит, в наших силах разговаривать, выслушивать, отвечать на вопросы детей – чётко и выразительно. Ведь СЕМЬЯ – первая ШКОЛА!