
Автор статьи
Пивоварова Ирина Геннадьевна,
Руководитель центра развития «ТИМ» на Красном пути, преподаватель научной лаборатории
Занятие «Научная лаборатория» в центре развития «ТИМ» — это ознакомление дошкольников с окружающим миром, через опыты и эксперименты
Для успешного освоения темы теоретические знания подкрепляются практикой. Дети работают с водой, песком, камнями, глиной, узнают свойства разных материалов: металла, стекла, бумаги, резины, пластмассы.
Учебный год начинается с вводного занятия, на котором дети знакомятся с оборудованием, с которым будут работать на занятиях.
Мерные стаканчики из стекла предназначены для наливания жидкостей в пробирки. Учимся с детьми правильно держать пробирку, наливать в неё жидкость через носик мерного стакана. Для растворения веществ в пробирке учу детей закрывать отверстие большим пальчиком и энергично встряхивать, не ударяя об стол. Пробирки мы аккуратно помещаем в штатив-полочку с отверстиями для пробирок.


Для смешивания различных веществ нам помогают стеклянные палочки, для размешивания используем мерные ложки, чтобы отмерить нужное количество соли или сахара.
Как у самых настоящих учёных дети учатся пользоваться пипетками и пинцетами. Пинцетом подхватываем мелкие части для исследования-кусочек зелёного листика, ниточку для рассматривания через лупу или микроскоп. С помощью пипетки отмеряем нужное количество капель, проводим смешивание цветных жидкостей.
Микроскоп и лупа помогают детям увидеть структурное строение какого-либо вещества, увеличить для рассматривания мелкие объекты.
Также на занятиях используется спиртовая горелка. Дети знают, что горелку зажигает и гасит только учитель, дуть на пламя запрещено, детки наблюдают, как плавится резина, как сгорает кусочек дерева или бумаги, как тает от нагревания лёд.


При знакомстве с понятием «вес объекта» дети 6-7 лет учатся пользоваться — узнавать вес с помощью гирек, уравнивать вес разных предметов. Младшие дети знакомятся с понятиями «лёгкий-тяжёлый» через эксперименты с водой — утонул, значит тяжёлый.
Для формирования представлений о температуре дети знакомятся с термометрами, их разновидностью. Учатся самостоятельно определять температуру воды с помощью водного термометра, измеряют температуру воздуха в разных помещениях, измеряем температуру тела человека на своём примере.

Самое главное, составляющее на занятиях по ознакомлению с окружающим — работа с веществами. Используем соду, лимонную кислоту, крахмал, перманганат калия, активированный уголь. Здесь важную роль играет чёткое соблюдение инструкции, аккуратность, осторожность, внимательность.
