Автор статьи: Дмитриева Татьяна Юрьевна
С древних времён мамы убаюкивали своих деток колыбельными песнями, развлекали их потешками и прибаутками.
Наши предки, не зная о том, как стихи влияют на развитие детей, делали это интуитивно.
Учеными 20 века доказано, что такое раннее общение с ребенком влияет на его речевое развитие. Рифмы воспринимаются детьми и запоминаются легче, чем проза, потому что малышам нравится ритм и чтение с выражением.
Научить детей подбирать рифмы к словам – занятие увлекательное, интересное и полезное.
А вы знали, что раньше в школах всех детей учили писать стихи? Конечно, не все стали поэтами, но каждый мог написать стихотворение в альбоме или своем дневнике.
В лицее, где учились многие знаменитые люди, в том числе и А.С. Пушкин, ученикам предлагались готовые рифмы, из которых составлялось стихотворение.
В настоящее время рифме уделяется не меньше внимания.
На занятиях по развитию речи с детьми трёхлетнего возраста проводятся игры: «Доскажи словечко», «Чистоговорки», заучивание четверостиший. Начиная с четырёхлетнего возраста учим детей самостоятельно искать и подбирать рифмы к словам разных частей речи.
На семинаре Ирины Петровны Шестопаловой мы,
педагоги, играли в игры с ритмом и рифмой.
Одну игру я перенесла на занятия с детьми.
Дети садятся в круг. По кругу передают мешочек с игрушками (рифмующиеся пары). Педагог проговаривает: «У меня… мышка», в ответ ребенок отвечает: «А у меня… шишка». Далее следующий ребенок называет свою игрушку, ему отвечает тот малыш, у кого пара по рифме.
Эта игра оказалась универсальной. Кроме игрушек можно подбирать картинки, а со старшими дошкольниками поиграть с мячом (бросать мяч, называть слово, а ребенок в ответ рифму). Когда дети научатся подбирать рифмы, можно придумывать двустишия: «По дорожке бежал ёжик, нашел он в траве чей-то ножик».
В учебный год игры с рифмой проводятся в рамках занятия «Развитие речи» — как разминка.
Старшие дети могут сочинять не только двустишья, но и лимерики.
Лимерики составляются по определенным правилам.
Ли́мерик — стихотворный жанр английского происхождения,
пятистишие абсурдистского содержания.
Схема составления лимериков:
Жили – были ….. имя признака 1……. Объект 1
И был (любое действие) ….. имя признака 2…. Объект 2
И делал что-то, встречал кого -то,
Взаимодействовал……
Получился результат.
(рифмуются 1 и 2 строка, 3 и 4, 5 строка – вывод)
Данная схема представлена в книге Татьяны Александровны Сидорчук «Я познаю мир».
Дети 6 летнего возраста приняли участие в проекте «Лимерики» и составили Азбуку «Раскраска – лимерики».
Выставка рифм
В летний период продолжаем работу по развитию речи и конечно, играем в рифмующиеся пары. «Выставка рифм» — так называется новая игра. Ребятам было дано задание: вылепить фигурки — рифмы.
Все поделки выложили на стол и ребята, по очереди подбирали пары. Игры в рифму, сочинения двустиший, четверостиший, лимериков формируют у детей чёткость произношения слов, выразительность речи, обогащают словарный запас и побуждает к самостоятельному творческому активному мышлению, формируя читательский интерес.