Риторика – неотъемлемая часть учебного процесса в Центре развития детей ТИМ. Но зачем она нужна?
Зачем дети учатся выразительному чтению, учат стихи, выступают не только перед свей группой, но и перед другими?
Дошкольник находится в активном накоплении словарного запаса: узнает звучание и значение слов, учится определять область применения и находить материальное проявление того или иного слова. Когда словарного запаса становится достаточно, ребенок активно включается в диалог со взрослым, сверстником и самим собой.
Именно на этом этапе следует начать развитие речевых навыков ребенка: развитие художественно-образного мышления, эстетическое восприятие литературных произведений, навыки интонационной выразительности (логическим, эмфотическим и психологическим паузам, ударениям), что позволяет развивать дивергентное мышление и, как бы парадоксально не звучало, способствует становлению личности ребенка. Для достижения всего этого используются возможности риторики.
Риторика не только наука о речи, но и целое искусство о том, как правильно выступать. В повседневной взрослой жизни этот навык нам необходим постоянно: отчеты, доклады, преподавание, коммуникации с клиентами, начальником и коллегами. Но не меньше риторика нужна и будущим школьникам.
Зачем ребенку-дошкольнику может быть нужна риторика:
1. Риторика позволяет отточить навык говорения: четкая речь, с соответствующей громкостью и интонацией важна в любом возрасте;
2. Занятия риторикой помогают избавиться от внутренней зажатости, страха публики и выступлений, что является важным навыком в век коммуникаций;
3. Поставленная речь предполагает под собой не только четкость и интонированность, но и логику. Занятия риторикой влияют на развитие логического и критического мышления ребенка;
4. Риторика подразумевает под собой не только способность говорить, но и слышать. Выдающимися риторами древности нередко были адвокаты, послы, дипломаты и сейчас этот навык необходим на многих должностях, предполагающих диалогичную форму коммуникации;
5. Изучая риторику, ребенок учится выражать свои мысли, чувства в понятной и доступной форме, налаживать общение со сверстниками и старшими товарищами, родителями и педагогами;
6. Занятия риторикой требуют развитой памяти, не только для запоминания тех или иных речей, стихов, но и для быстрого вспоминания того или иного слова в беседе, быстрый пример из жизни или аргумент из прочитанного.
7. Один из важнейших навыков в школе, а позже и во взрослой жизни, — осознанное чтение. Занятия риторикой позволяют развить этот навык и после совершенствовать его в дальнейшем.