Бендюкова Александра Петровна

Автор статьи
Бендюкова Александра Петровна,
менеджер, преподаватель риторики

В дошкольном возрасте закладываются словарный запас, знания, инструментарий.
С помощью расширения понятийного аппарата ребенок становится способен усвоить новые знания и применить их на практике. Не менее важную роль имеет способность выразить свои знания, и здесь имеется в виду не только способность применить, но и рассказать о своих шагах в ходе тех или иных действий, обобщить результат и устно передать его другому человеку.

Во время занятий на программе «Браво» и «Pre-primary school» педагоги просят студентов отвечать полными предложениями, которые содержать в себе все части речи, следят за согласованием, за правильностью и уместностью употребления того или иного слова. При систематическом посещении каждый студент научается формулировать свою мысль правильно и доступно для понимания, усваивает основы логики и закрепляет знания.

tim-oblsohka-ritorikawww

Но что насчет социального компонента?

Современное общество состоит сплошь из ведения диалогов. Человек находится в диалоге со своей семьей, друзьями, разного рода организациями и институтами. Французский писатель Стендаль называл умение вести диалог – талантом. Но никакой талант не развивается без постоянных тренировок и развития. Именно такими тренировками занимаются педагоги центра ТИМ на занятиях.

Кроме развития навыков разговорной речи в ходе занятий, не только в дошкольных, но и в школьных, и в высших учебных заведениях, существует так же древняя наука — риторика.

Риторика – филологическая дисциплина, изучающая не только правила ведения беседы, но и включает в себя такие компоненты как построение художественной и научной речи, теорию и практику аргументации, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие и просто культура речи.

Риторика хранит в себе огромный пласт знаний, поэтому при разработке тем и их содержания для поведения занятий можно столкнуться с вопросом о том, что именно изучать? Кроме того, поскольку данный предмет вводился в период Летнего городского лагеря в Центре ТИМ, что требовало своего подхода при написании поурочного планирования. Летний городской лагерь в Центре ТИМ является тематическим.

Eo3r6kntUbg

Например, летом 2023 года главной темой Летнего лагеря стала ролевая игра «Библиотека ТИМ». Перед педагогами стояла задача разработать программу с учетом книги, которая становилась проводником в мир той или иной науки, предмета. Главной задачей риторики является воздействовать на человека словом, изменить его убеждения и настроения, что напоминает действия заклинаний. Отталкиваясь от этой ассоциации, была разработана программа на основе серии книг Дж. Роулинг «Гарри Поттер».

Приключения мальчика в неизвестный ему до этого мир, изучения законов магии и заклинаний хорошо проводили параллель с новым для ребят предметом «Риторика». Акцент же в программе делался на культуру речи – владение нормой языка (в данном случае, устной) и навыки владения языковых средств выразительности с упором в область этики.

TIM-44

На занятиях ребята переносились в школу волшебства, где вместе со знакомым студентам героем изучали «заклинания» и их влияние. Разбиралось большое количество аспектов: иногда затрагивалась этимология – происхождение слова (например, «здравствуйте», «благодарю»), разбирали значение слова и проигрывали ситуации, когда данные слова применяются, говорили о разнице, которая оказывает интонация и четкость произношения, и многое другое.

восклицательный знак Для закрепления каждого нового «заклинания» ребята заполняли станицу личного гримуара – настоящего дневника волшебника. Так, через призму магии студенты не только узнавали слова вежливости, но и почему их нужно использовать.

Проверяли, какой эффект слова оказывают, превращая хмурого человека в радостного, жадного – в щедрого, как еда становится вкуснее, а сны слаще. Благодаря ситуационным играм ребята могли сразу включить слово в повседневную речь, а также приобрели опыт разговора в разных ситуациях.

Все это была лишь малая честь знаний о риторике, но огромный пласт повседневной речевой практики и социального взаимодействия, включающие в себя не только речевые ритуалы, но и ситуации мирные и конфликтные, пути их разрешения.

Курс риторики может быть адаптирован и в дальнейшем. Можно расширить или наоборот сузить спектр изучаемых тем, изменить направление обучения кардинально, как, например, в программе «Профессия иллюстратор» в 3 сезоне Летнего лагеря. И такую работу можно провести не только над курсом «Риторика»! Любая программа проходит изменения или же создается заново преподавателями Центра развития детей ТИМ для каждого нового учебного года, нового предмета или тематического сезона.

Записаться на консультацию

 

    Соглашение на обработку персональных данных.



    ×
    Заявка на программу

     


      Соглашение на обработку персональных данных.

      ×
      Заявка на творческую площадку

       

      Ошибка: Контактная форма не найдена.

      ×
      Записаться на консультацию

       

        Соглашение на обработку персональных данных.



        ×
        Заявка на программу


          Соглашение на обработку персональных данных.

          ×
          Заявка на программу


            Соглашение на обработку персональных данных.

            ×
            Записаться на консультацию ДЦ Ватутина

             

              Соглашение на обработку персональных данных.



              ×