Автор статьи
Крылова Елена Александровна, учитель начальных классов, логопед
Одна из причин неуспеваемости учащихся в начальной школе — это разнообразные нарушения устной речи. Если вовремя обратиться к логопеду и начать занятия по исправлению недостатков: звукопроизношения, развития фонематического слуха, формирования лексико-грамматического строя речи, то в дальнейшем ребёнок будет успешным в школе.
Ведь речевые нарушения ни в коем случае не должны быть причиной неуверенности и неуспеваемости в школе.
Всё чаще и чаще стали приходить в Центр развития дошкольники, у которых имеются нарушения речи.
Многие родители считают, что учитель-логопед занимается только постановкой звуков. Однако, деятельность логопеда намного шире, его задача:
- поставить и автоматизировать звуки
- научить различать звуки частей речи
- развить мелкую моторику
- развить диалогическую и монологическую речь
- наполнить речь разнообразными словами
- научить изменять слова
- научить грамотно, строить слова, тексты
- освоить навыки чтения и письма
Если говорить об основной форме коррекционного обучения дошкольников, которая способствует развитию речи, то это индивидуальные логопедические занятия в ТИМе.
Логопедические занятия строятся в игровой форме, в которых прослеживается частая смена заданий и разнообразные поощрения, что позволяет поддерживать интерес на протяжении всего времени.
В каждом занятии обязательно будет:
- Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
- Игровая ситуация и настрой ребёнка по определённой лексической теме (пришёл гость, пошли в путешествие, письмо).
- Игровые упражнения по развитию фонематического слуха.
- Многократное повторение, чтение и составление слогов.
- Многократное повторение слов (это утомительно для ребёнка и для педагога, но нужна отработка правильной артикуляции, для этого логопед старается разнообразить занятия).
- Отработка звуков в словосочетаниях.
- Грамматические задания со словами и словосочетаниями.
- Упражнения по отработке звуков в предложениях (повторение чистоговорок, самостоятельное составление, чтение).
- Упражнения по отработке звуков в тексте, связной речи (рассказывание стихотворений, пересказ текста, составление рассказов).
Занятия с логопедом, уточним – индивидуальные, строятся от структуры речевой проблемы, и конечно учитываем возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
Важно: в нужное время провести диагностику речи и начать заниматься со специалистом! Это поможет избежать проблем в начальной школе!