
Автор статьи
Пивоварова Ирина Геннадьевна, преподаватель научной лаборатории
— А сегодня химичить будем? — слышу я от детей, когда они приходят в центр развития детей ТИМ. Я как преподаватель научной лаборатории ассоциируюсь у ребят с природой, электричеством и опытами.
Зачем дошкольнику основы химии? Для чего нужно знакомить их с растворами, реакциями и соединениями?
Занятия с основами химии в дошкольном возрасте помогают детям сформировать первоначальные представления о строении некоторых веществ, об изменении этих веществ под влиянием температуры, или при взаимодействии с другими веществами.
Важно, что большинство этих изменений дети проводят, наблюдают и выполняют сами, своими руками. На занятиях ребёнок является участником процесса, а не сторонним наблюдателем. Идет большая работа по расширению познавательной сферы ребёнка-дошкольника.
Мы соединяем жидкое вещество воду с различными твёрдыми веществами-солью, песком, сахаром, и наблюдаем процесс образования растворов. На основе наблюдений и экспериментирования, делаем выводы, что не каждое твердое вещество при взаимодействии с жидким может стать раствором. Проводя экспериментирование по взаимодействию различных материалов с огнем, наблюдаем процессы нагревания, горения, плавления. Исследуем продукты на содержание в них крахмала, соли, сахара.
Любое детское экспериментирование формирует интерес и мотивацию к изучению химии в школе.
В процессе занятий педагог решает несколько задач:
- У детей формируются первоначальные представления о научном подходе в изучении явлений и объектов природы.
- Формируются навыки наблюдения за физическими и химическими процессами.
- Появляются первоначальные навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Идет коллективная и групповая совместная работа детей.
- Формируются навыки соблюдения правил безопасности.
- Воспитывается умение работать аккуратно и убирать рабочее место после занятия.
- Идет развитие познавательного интереса детей к наукам естественнонаучного цикла.
- У детей в процессе занятий развиваются внимание, мышление, память.
- Идет развитие разговорной речи у детей, умение рассказывать о происходящих процессах и делать выводы.